Адаптация ребенка к детскому саду в вопросах и ответах

Адаптация ребенкаКраткая аннотация:

В статье представлены ответы на наиболее часто задаваемые вопросы родителей (законных представителей) по адаптации ребенка к детскому саду, описаны физические и психические составляющие адаптации ребенка, факторы, которые влияют на степень адаптации, основные ошибки, которые допускают родители при подготовке ребенка к дошкольному учреждению, а также даны рекомендации по облегчению периода адаптации.

Адаптация в вопросах и ответах

Начальный период посещения детского сада очень сложен для детей. Чтобы облегчить процесс адаптации, важно уделять ребенку в этот период особое внимание и готовить его к посещению детского сада заранее.

1. Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду?

Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте с ним детские площадки, праздники, дни рождения, приучайте к играм со сверстниками. Желательно обучить ребенка до начала посещения детского сада элементарным навыкам самообслуживания: пользоваться горшком, самостоятельно кушать и т.п. Приучайте ребенка к детскому саду постепенно. Заранее приведите его в группу, чтобы он познакомился с воспитателями, погулял вместе с детьми. В первое время оставляйте ребенка в саду лишь на несколько часов, забирайте во время прогулки, до обеда. Постепенно увеличивайте этот интервал, приходя за ним после обеда, тихого часа, полдника. Если не возникает осложнений, через 1-2 недели можно перейти на обычный режим. Однако не затягивайте процесс адаптации, иначе ребенок привыкнет к своему особому положению.

Никогда не пугайте ребенка детским садом или воспитательницей. Важно создавать положительный образ детского сада. Вместе с тем, отправляя ребенка в садик, не сулите ему райской жизни, будьте честны с малышом, однако делайте акцент на всем, что может способствовать позитивному настрою: расскажите о том, что ему может быть там интересно, чему он сможет научиться.

Позаботьтесь о том, чтобы собрать ребенку все, что ему может понадобиться в группе (запасную одежду, сменную обувь, спортивную форму и т.п,).

Дайте ребенку с собой в садик его любимую игрушку, вызывающую у него теплые чувства и ассоциирующуюся с домом. Пусть игрушка «ходит в садик» вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно.

Общайтесь с воспитателями, спрашивайте о состоянии и самочувствии своего ребенка, о том, как он ведет себя среди сверстников. Не забудьте предупредить, если у него есть какие-то привычки или непереносимость отдельных продуктов, аллергия. Проявляйте доброжелательный интерес к его учебным занятиям и успехам.

Одна из самых распространенных проблем, — утренний плач ребенка при расставании с родителями. Важно не поддаваться на провокации со стороны малыша и дать ему понять, что как бы там ни было, а ходить в садик ему придется. Будьте последовательными и уверенными в том, что делаете. Твердо скажите малышу, что вы его оставляете только на несколько часов, что так надо, что вы его любите и обязательно придете за ним в определенный час. Сократите «сцену прощания». Как правило, уже через несколько минут после исчезновения родителя ребенок успокаивается. Создайте «ритуал прощания»: договоритесь заранее с ребенком, например, о том, что вы помашете ему в окошко и пошлете воздушный поцелуй, так ему будет проще отпустить вас. И конечно, не забудьте похвалить его в те дни, когда ваше расставание будет проходить спокойно.

Период адаптации к садику проходят не только дети, но и родители, поэтому членам семьи важно отслеживать свои чувства, осознавать их природу. Необходимое условие успешного протекания этого периода — отказ от чувства вины. Если у вас есть хоть малейшие колебания, ребенок их «уловит», и ему будет еще труднее расставаться с вами. Когда вы уходите из детского сада под вопли ребенка, не считайте себя чудовищем.

По дороге домой старайтесь поговорить с ребенком, узнайте, что было за день хорошего, а что не очень удалось, чем дети занимались, с кем ребенок играл, что узнал нового. Отдав ребенка в садик, вы стали меньше времени проводить вместе с ним, но дело не в количестве часов, а в качестве ваших взаимоотношений. Они могут стать более теплыми, если вам есть что рассказать друг другу.

Имейте в виду, что проблемы адаптации ребенка в садике могут возобновиться после праздников, каникул, а также при серьезном изменении внешних обстоятельств. В этом случае необходимо проявлять гибкость, в особо сложных ситуациях можно вновь сократить время пребывания ребенка в детском саду либо в течение какого-то времени по договоренности с воспитателем устраивать перерыв в середине недели.

Помните, важны терпение, последовательность и понимание!

2. Что такое адаптация, ее физические и психологические составляющие?

Чтобы более детально и как можно объективнее судить об адаптационном периоде психологами был специально разработан ряд необходимых психологических и физических показателей, достаточно информативно характеризующих особенности поведения и проявление эмоций у ребенка, адаптирующегося к новому организационному коллективу:

Познавательная деятельность – верный “друг” всех положительных эмоций. Как правило, снижается и угасает на фоне стрессовых реакций. В три года эта деятельность тесно связана с игрой. Поэтому малыш, впервые придя в детский сад, нередко не интересуется игрушками и не желает интересоваться ими. Ему не хочется знакомиться со сверстниками, понять, что происходит рядом с ним.

Социальные навыки. Под прессом стресса ребенок обычно изменяется настолько, что может “растерять” почти все навыки самообслуживания, которые уже давно усвоил и которыми успешно пользовался дома. Все это вызывает частые насмешки у детей и недовольство воспитателей, как правило, считающих, что малыш совсем не подготовлен к саду. Его приходится кормить из ложечки и умывать, как младенца. Он “не умеет” одеваться, раздеваться и пользоваться носовым платком. Не знает, когда надо говорить спасибо. Ну, словом, маленький дикарь. Однако же по мере адаптации ребенка к условиям организованного коллектива, он “вспоминает” вдруг забытые им навыки, в придачу к ним легко усваивая новые. Особенности речи. У некоторых малышей на фоне стресса меняется и речь, не прогрессируя, а в сторону регресса. Словарный запас малыша скудеет, и он на несколько ступенек словно опускается вдруг вниз, при разговоре с вами лишь употребляя младенческие или облегченные слова. Почти совсем нет существительных. Почти совсем нет прилагательных. Встречаются одни глаголы. И предложения из многосложных стали односложными. Такая речь – итог тяжелой адаптации. При легкой – она или же не изменяется совсем, или описанные изменения касаются ее чуть-чуть. Однако в это время в любом случае затруднено необходимое для возраста ребенка пополнение его активного словарного запаса.

Двигательная активность. Во время адаптационного процесса довольно редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен. Однако постарайтесь все-таки не путать его активность, измененную в связи с процессом адаптации, с активностью, присущей темпераменту ребенка. Вначале сон отсутствует совсем, и в тихий час малыш как “ванька-встанька”. Его не успеваешь уложить, как он уже сидит, рыдая, на кровати. По мере привыкания к детсаду ребенок начинает засыпать. Но сон навряд ли можно назвать сном. Он беспокойный, прерывается все время всхлипыванием или внезапным пробуждением. Порою кажется, что малыша преследуют кошмары. Как будто бы он смотрит сон свой в телевизоре, где ясно видит, что с ним происходит. Однако фильм имеет только страшное начало, конец малыш боится посмотреть. И чтобы его действительно не видеть, в испуге, плача, прерывает сон. И только лишь когда ребенок адаптируется к саду, он в самом деле сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно. Аппетит. Чем менее благоприятно адаптируется ребенок, тем хуже его аппетит, отсутствующий иногда совсем, как будто бы ребенок объявляет голодовку. Гораздо реже ребенок впадает вдруг в другую крайность, и ест много, пытаясь своим “волчьим” аппетитом хоть как-то удовлетворить свои неудовлетворенные потребности. Нормализация пониженного или же повышенного аппетита, как правило, сигнализирует всем нам о том, что отрицательные сдвиги адаптационного процесса не нарастают, а пошли на убыль, и в скором времени нормализуются и все другие показатели. На фоне стресса ребенок может похудеть, но, адаптировавшись, он легко и быстро не только восстановит свой первоначальный вес, но и начнет в дальнейшем поправляться.

3. Какие существуют степени адаптации?

1. Тяжелая степень адаптации – дети, которые реагируют на перемену обстановки нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные заболевания. Это наиболее неблагоприятный вариант.

Поведение ребенка: Контакт с ребёнком удаётся установить только через родителей (в худшем случае с ребёнком вообще не удаётся установить контакт). Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем, не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо безучастным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей. Очень часто родители находятся в слиянии с ребёнком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду. Постепенно все может уладиться, и это во многом зависит от обстановки дома. Запомните, что ребенку с тяжелой адаптацией, помимо родителей и воспитателей, поможет педиатр или узкий специалист!

2. Средняя степень адаптации – в эту группу опадают дети без нервных расстройств – они в детском саду “всего лишь” начинают часто болеть. Еще бы, происходит “обмен” всевозможными инфекциями. Подобную “прививку” могут выдержать далеко не все дети – у многих начинаются ОРЗ и прочие неприятности. При этом типе адаптации заболеваемость ребенка может снизить врач. Чем раньше он назначит корригирующие мероприятия ребенку, тем меньше вероятность, что малыш ваш заболеет, а значит, адаптация его приблизится к благоприятной. И это, в свою очередь, поможет адаптироваться вашему ребенку и в дальнейшем, когда он переступит порог школы.

Поведение ребенка: Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя, либо через включение телесных ощущений. Напряжённость первых минут постепенно спадает, ребёнок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование). При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому организованному коллективу больше месяца и иногда во время адаптации заболевает. Причем, как правило, болезнь протекает без каких-то осложнений, что может служить главным признаком отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта.

3. Легкая адаптация – большая половина детей составляет самую благополучную группу – они посещают садик без особых потерь, более или менее с желанием. Обычно период адаптации составляет 3-4 недели. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны вам в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.

Поведение ребенка: Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить своё внимание на чём-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заменители, например, понарошку кормит куклу, настроение бодрое или спокойное, пантомимика выразительная, эмоции легко распознаются. Ребёнок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них своё поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним.

Полярным типом для тяжелой адаптации, является тип легкой адаптации ребенка, когда малыш ваш адаптируется к новой обстановке обычно несколько недель, чаще всего – полмесяца.

4. Каковы этапы привыкания ребенка к детскому саду?

Адаптационный период условно можно разделить на несколько этапов:

1 этап – подготовительный.

Его следует начинать за 1-2 месяца до приёма ребёнка в детский сад. Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребёнка, которые, помогут ему безболезненно приобщается к новым для него условиям. В процессе подготовительного этапа необходимо особое внимание уделить рациону питания малыша, приучить есть всевозможные овощные блюда, творожные запеканки, рыбу и многое другое. Так же необходимо обратить внимание на навыки самообслуживания и самостоятельности. Ребёнок умеющий есть, раздеваться, одеваться не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых. Так же стоит уделить внимание кормлению и засыпанию.

2 этап – основной.

Главная задача данного этапа – создание положительного образа воспитателя. Родители должны понимать важность этого этапа и постараться установить с воспитателем доброжелательные отношения. Следует, открыто и подробно рассказать воспитателю об особенностях вашего ребёнка: что не любит есть, какую игрушку любит больше всего, как он засыпает, как его ласково называют дома.

Давайте все-таки уточним, что провоцирует в подобной ситуации стресс у ребенка.

В огромной степени – отрыв от матери. Конечно же, малыш неразрывно связан с мамой, и мама — это главное, что у него есть и будет. И вдруг его любимая и самая прекрасная на свете мама бросила его на произвол судьбы среди ужасной новой обстановки и незнакомых ему ранее детей, которым нет до него дела. И чтобы в этой новой обстановке продержаться, ему необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но он не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь сделать что-то не так. А страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг, который все-таки в отличие от всех других кругов имеет точное начало – отрыв от матери, разлука с матерью, сомнения в ее альтруистической любви. Мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

К тому же вспомните еще о кризисе трех лет, который может наслоиться на период адаптации ребенка. В это время малыш впервые ощутил себя как личность и хочет, чтобы это видели другие. А мы, другие, это не всегда видим или не желаем видеть, нам проще, чтобы было все, как раньше. Поэтому малыш весь на пределе, отстаивая перед нами свою личность, и психика его становится ранимее к воздействию различных обстоятельств окружающей среды.

5. Какое влияние оказывают различные факторы на адаптацию?

Характер и длительность адаптационного периода зависят от ряда факторов. Эти факторы связаны как с физическим, так и с психическим состоянием ребёнка, они тесно переплетены и взаимообусловлены.

1) Длительность и характер адаптации зависят от возраста ребенка.

Наиболее трудно приспосабливаются к новым условиям дети в возрасте от 9-10 месяцев до 2 лет. В этом возрасте начинают формироваться устойчивые привычки, которые в последствии уже не перестроишь.

После двух лет изменяется подвижность нервных процессов. Дети становятся более любознательными, их можно заинтересовать новой игрушкой, они хорошо понимают речь взрослого, малыша легче успокоить, уже есть опыт общения с разными людьми. Поэтому для ребенка старше двух лет процесс адаптации проходит легче по сравнению с младшими.

С другой стороны, приблизительно в 3 года у ребенка начинается другой этап развития, кризисный период «я сам». Это непростой период в жизни ребенка и если одновременно с этим проходит адаптация к новым условиям, привыкание к детскому саду, то оба процесса проходят сложнее.

Таким образом, оптимальным возрастом для адаптации ребенка к условиям детского учреждения, является период с 2 лет до 2 лет 8 месяцев.

2) Как показывает опыт, привыкание детей к новым условиям зависит так же от индивидуальных особенностей нервной системы. Эти индивидуальные особенности человека врождённы, проявляются достаточно рано и сильно влияют на эмоциональное поведение ребенка.

Наиболее удачно процесс адаптации протекает у детей с сильным типом нервной системы. Это сангвиники и флегматики.

Флегматик невозмутим и спокоен, эмоционально сдержан, усидчив и дисциплинирован.

Проблемные зоны – малоконтактен, эмоционально скуп, шумных игр не любит. Задача взрослого на этапе адаптации: расширять круг общения таких детей, помогать выражать свои эмоциональные переживания, привлекать к выполнению творческих заданий, способствовать пополнению эмоционального опыта.

Сангвиник- ребенок жизнерадостный, подвижный и легко увлекающийся новой игрой. Такие дети легко привыкают к незнакомой обстановке, легко идут на контакт со сверстниками и взрослыми, могут быть инициаторами детских забав. Они любознательны и умеют сдерживать свои эмоции.

Проблемные зоны – не любят однообразия, нуждаются в смене деятельности, легко увлекаются, но интерес носит кратковременный характер. Сангвиника больше интересует сам процесс, а не результат.

Задача педагогов – обеспечить доступ к различным видам деятельности, помочь сосредоточиться на выбранном занятии и довести дело до конца. При этом все взрослые должны придерживаться единой стратегии воспитания, должны быть едины в требованиях.

Холерики и меланхолики — это представители слабого типа нервной системы, дети так называемой «группы риска».

Холерик быстрый, очень подвижный с трудом переносит ожидание, у него легко возникают эмоциональные вспышки, настроение неустойчиво: он быстро переходит от радости к гневу.

Процесс возбуждения у такого ребенка преобладает над торможением. Такой ребенок решителен, уверен в себе, легко идет на контакт, увлекаясь чем-то, заражает этим других.

Проблемные зоны – нуждается в большем контроле, отсутствует страх в ситуациях риска, т.е. может попасть в опасную ситуацию; не выносит монотонной работы, требующей усидчивости и терпения.

Задача взрослых на этапе адаптации, учитывая индивидуальные особенности холериков, спокойно приучать их к тем видам деятельности, где требуется терпение: лепка, конструирование и т.п. Занимать их тем, что им особенно интересно.

Меланхолик чувствителен и легко раним. Любые эмоциональные переживания длятся у него долго. Меланхолик болезненно реагирует на смену привычного эмоционального окружения: появление в его жизни посторонних взрослых, приход в новый коллектив.

Из-за неуверенности в себе трудно идет на контакт со сверстниками, обидчив и настороженно относится ко всему новому. Самая незначительная неприятность вызывает у такого ребенка слезы. Он быстро утомляется. На пике утомляемости становится капризным.

Задача взрослых создать дома и в саду спокойную, доброжелательную психологическую атмосферу. Постоянно хвалить, даже за незначительные успехи. Взрослые должны проигрывать положительные моменты, стараясь отвлечь такого ребенка от тревожных мыслей. Необходимо учить меланхолика делать самостоятельный выбор в привычных жизненных ситуациях: с какой игрушкой играть, с кем гулять, что надевать и есть и т.п.

3) Следующим немаловажным фактором, влияющим на привыкание детей к детскому саду, является эмоциональное состояние самих родителей. Период адаптации к садику проходят не только дети, но и взрослые.

Многие молодые мамы, испытывая чувство вины, имеют сильную «эмоциональную привязку» к ребенку. У таких детей процесс адаптации проходит намного тяжелее. Здесь актуальны профилактические беседы с родителями.

Отказ от чувства вины является необходимым условием успешного протекания этого периода. Если у родителей есть хоть малейшие колебания, ребёнок их «уловит», и ему будет ещё труднее расставаться с ними. Если родители обращаются с ребенком как с беспомощным младенцем и поддаются на его плач или на какие-либо другие уловки, дети всегда будут притворяться беспомощными и манипулировать ими. Это вовсе не означает, что родителям не нужно выслушивать своих малышей, когда все спокойны. Если ребенок плачет, когда уходит родитель, ему необходимо обнять малыша и сказать: «Я вернусь, когда ты поиграешь с ребятами и погуляешь», после чего действительно уйти. В данной ситуации ребенок впервые усваивает жизненные навыки, начиная понимать, что родитель заботится о нем, но не позволяет собой манипулировать, что родитель может проводить время вдали от него, но это не означает, что он его не любит.

4) Состояние здоровья и уровень развития ребенка так же влияют на успешное протекание процесса адаптации. Здоровый, развитый по возрасту малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он лучше справляется с трудностями. На состояние здоровья ребенка влияет течение беременности и родов у матери, заболевания в период новорожденности и в первые месяцы жизни, частота заболеваний в период перед поступлением в детское учреждение. Многократные заболевания неблагоприятно сказываются на иммунитете, могут затормозить психическое развитие ребенка. Часто болеющие дети астеничны, истощаемы. Они хуже справляются с трудностями адаптационного периода, состояние стресса носит у них затяжной характер и приводит к болезням.

Специфические возрастные особенности, в частности обостренная чувствительность к разлуке с матерью, страх новизны особенно остро проявляется у категории часто болеющих детей. Такие дети по состоянию здоровья оказываются в симбиотических связях с матерью, не имеют опыт разлуки с ней. Значимую роль при этом приобретает родительское отношение к часто болеющему ребенку, поскольку именно родители, являясь первыми социальными партнерами ребенка, обеспечивают его готовность к новой социальной среде и адаптации в ней.

Необходимо научить родителей способам подготовки ребенка к дошкольному учреждению, снятию собственной тревожности за ребенка, развитию его самостоятельности.

5) Для успешной адаптации детей к условиям детского сада немаловажную роль играет уровень тренированности адаптационных механизмов. Необходимо заранее создавать условия, которые требуют от ребёнка новых форм поведения. Дети, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия: посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу, играли в общей песочнице и т.п. легче привыкают к обстановке в группе и легко отпускают маму.

6) Успешность адаптации зависит и от методов воспитания ребенка в семье.

Заласканный и избалованный малыш, «кумир семьи» нуждается в большем внимании со стороны взрослых. Не получая должного внимания, как в семье, он чувствует себя одиноко и робко. Сотрудничество со взрослыми у него не складывается.

Причиной трудного привыкания к пребыванию в детском саду может служить рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения ребенка с взрослыми дома и становлением новой ведущей деятельности с предметами, требующей другой формы общения – сотрудничества со взрослыми.

Многие родители лишают своих детей возможности развивать смелость, уверенность в себе и в своих силах, и все это во имя любви. Они излишне опекают своих чад, вместо того чтобы позволить им пережить небольшой дискомфорт и понять, что они могут справиться с ним. Здесь уместно упомянуть эволюционную аксиому: «Онтогенеза без «боли» не бывает». Если ребенок все время пребывает в состоянии абсолютного комфорта, зачем ему проявлять какую-либо активность, менять привычную жизнь.

7) Большое влияние на течение адаптации оказывает и отношение с ровесниками. Симптомы неблагополучного поведения детей разные:

одни сторонятся сверстников, плачут при их приближении, другие с удовольствием играют рядом, делятся игрушками, стремятся к контактам с ними. Неумение общаться с другими детьми, в сочетании с трудностями в установлении контактов со взрослыми ещё больше отягощает сложность адаптационного периода. Поэтому очень важно, чтобы в семье у ребёнка сложились доверительные отношения со взрослыми, прививалось умение положительно относиться к требованиям старших (сесть за стол, взять необходимое пособие, убирать за собой игрушки и т.п.), выполнялись совместные действия.

6. Необходима ли заблаговременная подготовка к детсаду?

Родителям необходимо знать, что вхождение в детский сад для ребенка должно быть постепенным. Для этого необходим подготовительный этап, который начинается за 1-2 месяца до поступления ребенка в детский сад. Основная задача родителей в этот период – сформировать у ребенка такие стереотипы поведения, которые ему помогут в дальнейшем безболезненно войти в новые для него условия. В первую очередь – распорядок дня. Он должен соответствовать режиму детского сада. Необходимо уделить внимание рациону питания, приучить есть разнообразные овощные блюда, ребенок в саду не будет отказываться от знакомой пищи и не останется голодным. Следует обратить внимание на процесс укладывания спать, на формирование навыков самостоятельности, культурно-гигиенических навыков (умение правильно держать ложку, пить из кружки, ходить на горшок и т.д.). Ребенок, умеющий самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, будет чувствовать себя в детском саду более уверенно, что скажется на его самочувствии. И при поступлении в детский сад вхождение ребенка тоже должно быть постепенным.

В каждом детском саду есть уже свой отработанный алгоритм адаптации ребенка. Чаще всего малыш привыкает к новой жизни по такой схеме:

1. Чтобы ребенку было проще познакомиться с воспитателями и другими детьми, мама приводит его несколько раз на дневную и вечернюю прогулку. Очень важно, чтобы ребенок видел, как родители приходят за детьми;

2. Первую неделю малыша приводят к девяти часам, чтобы он не видел слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой. Желательно, чтобы ребенок был накормлен, потому что многие малыши отказываются кушать в непривычной для них обстановке;

3. Первую неделю мама находится на прогулке вместе с малышами, чтобы он чувствовал себя спокойнее. После прогулки мама забирает ребенка домой;

4. Вторую неделю малыш остается в группе в течение такого же времени, что и в первую, но уже без мамы. Мама приходит к концу утренней прогулки, и ребенок пообедав, уходит с мамой домой;

5. Третью и четвертую неделю ребенок уже может остаться на дневной сон. Родители могут забрать его сразу, как только он проснется.

7. Каковы правила успешной адаптации?

Адаптация закончена (считается успешной), если у ребенка стабильное положительное психо – эмоциональное состояние в течение недели, т.е. если ребенок в основном пребывает в хорошем настроении, активно играет, взаимодействует со взрослыми и сверстниками, соблюдает режим дня, хорошо кушает и спокойно спит; у него отсутствуют заболевания; есть динамика массы тела и динамика психомоторного развития.

8. «Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал впервые посещать детский сад?»

Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше, чем через 2-3 месяца. И в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и теперешней жизнью. Родителям нужно стараться как можно чаще самим отводить ребенка в детский сад и забирать оттуда.

Если он обедает в саду, следует внимательнее отнестись к ужину, а в выходной день можно составить меню по желанию ребенка. Проявлять как можно больше интереса к его занятиям в детском саду, внимательно выслушивать его рассказы, сохраняйте рисунки и аппликации, которые он приносит; любознательность и стремление к действию возникают и развиваются (как и умение говорить или ходить) при доброжелательном и терпеливом участии взрослых, благодаря их постоянным поощрениям. В первое время ребенок может сильно уставать в детском саду: новые впечатления, новые друзья, новая деятельность, большое количество народа. Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это еще не значит, что его адаптация проходит тяжело. Просто необходимо время, чтобы малыш привык к новому режиму.

Рекомендации родителям:

1. Настраивайте ребенка на мажорный лад. Внушайте ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.

2. Когда вы уходите, расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет ему в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, вызовут у малыша тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать.

3. Если ребенок очень тяжело переживает разлуку с матерью, то желательно, чтобы первые несколько недель ребенка отводил отец, бабушка или дедушка. Не оставляйте его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирайте его домой.

4. Создавайте спокойный, бесконфликтный климат для ребенка в семье.

5. Щадите его ослабленную нервную систему. Не увеличивайте, а уменьшайте нагрузку на нее. На время прекратите походы в цирк, в театр, в гости, сократите просмотр телевизионных передач.

7. Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.

8. Не кутайте своего ребенка, а одевайте его в соответствии с температурой в группе.

9. Создавайте дома в выходные дни для него режим такой же, как и в детском учреждении.

10. Не надо реагировать на выходки ребенка и наказывать его за детские капризы.

11. При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу или психологу.

12. При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания специалиста.

9. Как родителям избежать ошибок?

Ошибка № 1. Внезапный уход

Первый день в детском саду обычно нравится всем детям, ведь вокруг столько всего нового и интересного. Да и привлечь внимание двух- или трехлетнего малыша очень легко. Он смело идет к тете-воспитательнице, глядя на играющих сверстников. Мама, обрадованная подобной сговорчивостью, осторожно уходит, не попрощавшись с крохой. И в ответ получаем следующую детскую реакцию:

— ребенок, не обнаружив мать, приходит в ужас, начинает плакать. Уговорить его «подождать мамочку» невозможно – не помогают ни сладости, ни игрушки. В лучшем случае он просто сядет возле двери в ожидании прихода родителей;

— в долгосрочной перспективе у малыша возникает ощущение, что он может потерять маму навсегда, даже если она решила отойти на минутку. Ребенок липнет к ней, ходит попятам, не отпуская от себя ни на шаг. Посещение садика откладывается на неопределенное время.

Родителям обязательно нужно прощаться с ребенком, даже если вы предупреждали его заранее о расставании. Разработайте особый ритуал прощания, который успокоит все страхи и тревоги. Не забывайте сообщать ему, когда вы его заберете (после завтрака, после сна и т. д.).

Ошибка № 2. «Полное погружение»

Мнение о том, что ребенок быстрее привыкнет к ребятам и воспитателю, если оставить его на весь день, ошибочно. Некоторые мамы, наслушавшись советов подруг («Мой сразу на целый день остался», отказываются от постепенного посещения. И получают, в итоге, истерики и нежелание идти в садик.

Рекомендую ориентироваться только на своего малыша, его характер и самостоятельность. Путь к «полному рабочему» дню у каждого ребенка свой, но общая схема посещения такова:

— предварительные прогулки на территории садика и детской площадки;

— свободная получасовая игра с детьми в группе (мама ждет рядом);

— двухчасовая игровая деятельность под руководством воспитателя;

— нахождение с 8.00 до обеда;

— обед в группе;

— знакомство с кроваткой, сончас;

— полный день.

Ошибка № 3. Разные требования дома и в садике

Часто приходится сталкиваться с мамами, которые считают, что воспитание детей – это задача только образовательных учреждений. Мало того, что родители не подготавливают кроху к новым условиям, они еще не следуют рекомендациям педагогов по объединению усилий.

Например, когда дома ребенка кормили бессистемно, включая к тому же мультики, чтобы его заинтересовать. В садике такой малыш не может сосредоточиться на каше или запеканке, требуя поставить любимый мультфильм. Еще одна головная боль для воспитателя – дети, которые засыпают только в процессе укачивания.

Заранее поинтересуйтесь у педагогов, в какое время проходят режимные моменты: завтрак, прогулка, обед и дневной сон. Это поможет подготовиться к садику и упорядочить детскую жизнь. И, конечно, воспринимайте воспитателя, как своего союзника в вопросе развития детей.

Ошибка № 4. Неправильный настрой на посещение садика

Созданию неверного настроя способствуют негативные высказывания о дошкольном учреждении, недовольство его работниками в присутствии малыша: «Какая плохая воспитательница нам досталась!» наоборот, надо всячески при малыше хвалить воспитателя, восхвалять садик и статус дошкольника.

Рассказывать о детском саде нужно, поскольку незнакомое и новое всегда пугает детей. Избегайте сгущения красок и рисования идеальной картинки: лучшая политика – это честность. Например: «Скоро ты пойдешь в садик, будешь играть с детками, а тетя-воспитатель будет учить тебя играть, рисовать, будет тебе читать сказки и т.д.». Замечательные помощники в этом деле – развивающие книжки и пособия со стихотворениями и картинками, рассказывающими о детсадовской жизни.

Ошибка № 5. Неготовность взрослых к детским слезам

Многие родители пугаются плаксивости малыша, который прежде с радостью посещал детскую площадку, общался со сверстниками, охотно шел в садик. Растерявшись, взрослые начинают ругать и даже наказывать его за слезы: «Такой большой, а все равно плачешь!»

Между тем, слезы в этот период – естественная защитная реакция детей. Намного хуже, если ребенок замыкается в себе, вообще не реагируя на столь серьезные перемены в жизни. Поэтому будьте терпеливы, скоро слезы прекратятся, и малыш будет заходить в группу без опаски и капризов.

Ошибка № 6. Несистематичное посещение

Иногда мамы относятся к вопросу посещения садика несерьезно: проспали, не хочется рано вставать, малыш закапризничал, решили отдать его на недельку бабушке. Через некоторое время ребенок понимает, что посещать сад не обязательно, и начинает манипулировать взрослыми через крики и слезы.

Не забывайте, что детский сад – это своего рода работа для детей, а значит, ходить в дошкольное учреждение нужно каждый день. Систематичность и регулярность посещения поможет крохе скорее привыкнуть к новому статусу и новым обязанностям.

Ошибка № 7. Неправильный режим дня

В садик нужно вставать рано, что становится реальной проблемой для родителей, чьи дети привыкли засыпать после 22.00. Сонный ребенок трет глаза, хнычет, капризничает, не понимая, чего он хочет. Так же он ведет себя и в группе, болезненно реагируя на уговоры мамы, педагога.

Первые дни в дошкольном учреждении накладывают отпечаток на дальнейшее отношение к этому месту. Чтобы начальный опыт малыша был только позитивным, позаботьтесь о заблаговременном его переводе на правильный распорядок дня. В этом случае он станет легко просыпаться и будет ходить в садик в замечательном настроении.

Ошибка № 8. Быстрый сбор

Эта родительская недоработка плавно вытекает из предыдущей. Маме жалко будить сладко спящего ребенка, она сама хочет подольше полежать в кровати. В результате сборы проходят в спешке, родители подгоняют малыша: «Собирайся быстрее», «Некогда разговаривать», «Потом тебя поцелую» и т. д. Малыш же не понимает, почему мама раздражена, он выходит из дома в плохом настроении.

Просыпаться следует заранее, чтобы вы сумели уделить немного времени крохе: погладить ножки и ручки, сделать веселую зарядку, потанцевать. Выходить в детский сад тоже необходимо заблаговременно, обеспечив запас времени. В этом случае вы не будете нервничать по дороге и не передадите свою тревогу детям.

Ошибка №9. Стремление развлечь ребенка в этот трудный для него период походами в цирк, зоопарк, кафе. Этим еще сильнее нагружается нервная система. Лучше больше проводить времени в привычной домашней обстановке, играя и разговаривая с малышом.

Ошибка № 10. Чрезмерная тревожность, озабоченность. Если мать с опаской ждет, что ребенок заболеет, он непременно заболеет, чтобы оправдать ее надежды. Если мать долго прощается с ребенком с обеспокоенным выражением лица, а приходя за ним, тревожно осматривает на предмет ушибов, покраснений, симптомов недомогания — ее тревога, несомненно, перейдет и ребенку. Прежде всего в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама.

Ошибка № 11. Незаинтересованность в адаптации ухаживающего взрослого. Например, ребенка в садик водит няня, которая сидела с ним с полугодовалого возраста. Чем дольше и болезненнее будет адаптация ребенка, тем нужнее будет няня, а няня в этом материально заинтересована. Еще пример: бабушка, которая внутренне противится решению родителей отдать ребенка в садик, и сама желает заботиться о внуке. Случается, что мама, не видящая себя вне ситуации ухода за ребенком, испытывает особое удовольствие, когда малыш не хочет идти в детский сад, тем самым транслируя ему на подсознательном уровне свою заинтересованность в таком поведении.

10. Как облегчить расставание с ребенком в детском саду?

Расставание с мамой – это самое тяжёлое как для ребенка, который переживает из-за грядущей разлуки, так и для родителей, потому что кроху, выкрикивающего: «Мама! Мама!», безумно жаль.

После нескольких таких дней родители, начинают задумываться, как же сделать приход в садик более спокойным для ребёнка.

Отправляясь в детский сад, ребенок должен знать, что идет туда не по прихоти мамы или бабушки, которые больше не хотят сидеть с ним дома, а по очень веской причине. Если у малыша перед глазами имеется пример работающего папы, то можно объяснить ребенку, что мама тоже теперь идет на работу, чтобы заработать денежку и купить то-то и то-то, что иначе приобрести не получится. Если такого примера нет, то можно сказать, что во время пребывания ребенка в детском саду мама ездит далеко-далеко в специальный магазин, чтобы купить там нечто особенное. В общем, здесь можно дать волю фантазии, главное, чтобы ребенок был убежден, что, посещая детский сад, он тем самым выполняет наиважнейшую миссию и оказывает родителям неоценимую помощь. Осознание всей важности нахождения в садике значительно упростит процесс адаптации ребенка в детском саду и снизит накал эмоций во время прощания. Хоть и тяжело это объяснить маленькому крохе, но нужно суметь это ему доказать, показывая любовь к нему всем сердцем, интересуясь как он провёл день.

Ритуал прощания с ребенком

Теперь ребенок знает, зачем он ходит в детский сад. Но хотя ваш ребёнок понимает, что родители не бросают его на произвол судьбы, а возлагают на него ответственную задачу, расставаться с родными все равно не хочется.

Чтобы облегчить этот болезненный процесс, придумайте вместе с ребенком ритуал прощания. Спросите у крохи, хочет ли он, чтобы вы его поцеловали, обняли, погладили по головке, подержали на ручках, посадили на коленки, посидели вместе на лавочке, помахали в окошко рукой перед тем, как уйти. Пусть это будет, как игра, можно даже порепетировать несколько раз дома, как вы будете прощаться.

Наиболее действенный из вышеперечисленных способов – помахать рукой в окошко, ведь получается, что момент прощания выносится за пределы группы и становится бесконтактным, поэтому малыш не плачет, а охотно заходит в группу и бежит к окну, чтобы не пропустить вас и помахать вам на прощание. Обязательно выделяйте на ритуал прощания с ребенком время с запасом. Если вы будете нервничать или раздражаться из-за того, что опаздываете на работу, то ваше настроение мгновенно передастся ребенку, а дети, как известно, выражают отрицательные эмоции слезами. Но и слишком долгие проводы не нужно устраивать.

И еще раз о целесообразности. Детский сад до 3 лет оправдан только необходимостью освободить маму для выхода на работу или других дел. Для общения, развития и социализации садик нужен не раньше 3-4 лет. Ну не нужны двухлетке игры со сверстниками. Они в этом возрасте все равно играют не вместе, а просто рядом. Всю прелесть совместных игр с друзьями малыш может оценить ближе к 4 годам. И тогда, очень возможно, в садике ему станет веселее, чем дома.

Пусть Ваш малыш с радостью говорит: «Хочу в детский сад!».

Рыжук Людмила Евгеньевна,
педагог-психолог

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.