Аннотация: Консультация для родителей: Обогащение словаря детей через игры; упражнения для устранения ошибок в речи.
Консультация для родителей «Обогащаем словарь детей через игры»
Основная задача логопедического воздействия на детей с нарушениями речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.
Бытовой словарь детей в количественном отношении значительно беднее, чем у их сверстников с нормальной речью:
- целый ряд слов дети не могут назвать по картинкам, хотя имеют их в пассиве;
- не зная названия многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета (стена-дом) или действия;
- они также заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам (раскрашивает-пишет).
В словаре мало обобщающих понятий: почти нет антонимов, мало синонимов. Так, характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия: большой и маленький, которыми заменяют слова длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий.
Дети допускают ошибки при изменении окончаний существительных по родам и числам («много окнех, яблоком, кроватев»; «перы», «ведры», «крылы»…); при согласовании числительных с существительными («пять мячев, ягодом», «два руки»…).
Часто встречаются ошибки в употреблении предлогов: опускание, замена, недоговаривание.
Устранение ошибок в речи возможно при помощи специальных упражнений. Эти упражнения несложные и вполне родители самостоятельно могут заниматься с ребёнком.
Упражнения для устранения ошибок в речи
1. Упражнения с существительными – Игра «Назови одним словом».
2. Упражнение с глаголами – Игра «Кто, что делает?».
3. Упражнения с прилагательными – Игра «Какой, какая, какое, какие?».
4. Упражнения с наречиями – Игра «Скажи наоборот».
5. Упражнение на подбор родственных слов:
Родитель: Какие новые слова можно образовать от слов кот (котик, коток, котя, котофей, котёнок, котята, котятки, котики, коты, котяточки), солнце (солнышко, солнечно, солнечное, солнечный, солнечная)?
6. Упражнение на подбор сравнений – Игра «Сравни и расскажи» и т.д.
Важно использовать каждую минуту общения с ребёнком для развития его речи: нужно беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать с ребёнком книг и обсуждать с ребёнком прочитанное, побуждать ребёнка высказывать своё мнение и переживания, создавать благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой.
Учитель-логопед I кв. категории
Чикунова Эльмира Асхатовна