Психологическая поддержка ребенка в период подготовки и сдачи ЕГЭ

Краткая аннотация: Психологическая поддержка ребенка в период подготовки и сдачи ЕГЭ – советы родителям.

Экзамен является очень важным этапом в жизни каждого подростка. Очень важно, чтобы в период подготовки и сдачи ЕГЭ родители поддерживали своего ребенка. Как правильно поддержать ребенка в этот важный и сложный для него период?

Родители и ребенокПсихологическая подготовка к ЕГЭ важна не меньше, чем учебная. Если бояться и нервничать, даже отличное знание предмета не поможет успешно сдать экзамен: ребёнок может растеряться, наделать ошибок от невнимательности или забыть самые простые вещи, которые знал назубок.

Волнение перед сдачей экзаменов, в частности ЕГЭ совершенно нормальное явление. Именно в такие моменты детям очень необходима родительская поддержка. Кто кроме мамы с папой сможет помочь ребёнку побороть тревогу, обрести спокойствие и правильно подготовиться к экзаменам? Но чтобы сделать это правильно взрослым и самим надо успокоиться. В противном случае ваше волнение может передаться и ребенку.

Как же поддержать выпускника?

Во первых, очень важно оказать помощь ребенку в организации режима дня, так как сами они зачастую пренебрегают простыми гигиеническими правилами. Выпускники часто волнуются, так как им кажется, что объем материала очень большой, они не успеют все выучить к экзаменам. Для того чтобы эта задача стала для них более реальной, взрослые могут оказать детям помощь в распределении учебного материала по дням, в определении ежедневной нагрузки, в составлении плана. Составление плана помогает также справиться с тревогой: ребенок понимает, что успеть выучить весь учебный материал вполне реально, у него достаточно времени для этого. Часто дети не могут сами этого сделать, и ваша помощь может быть как нельзя кстати.

Огромное значение имеет режим дня. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

Оптимальным считается школьный вариант, когда занятия длятся 40-45 минут, а затем следует небольшой 10-15 минутный отдых. Однако не стоит во время такой перемены разрешать подростку смотреть телевизор или играть в компьютерные игры. Это отвлекает и снижает рабочий настрой. Всё это надо объяснить ребёнку заранее. Прямые запреты в процессе психологической подготовки пользы не принесут.

Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.

Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться, что очень важно для нормального самочувствия и хорошей работоспособности. Иногда дети, торопясь выучить как можно больше, пренебрегают сном, занимаются по ночам, после чего быстрее устают, становятся раздражительными и беспокойными. В состоянии утомления работоспособность снижается, и продуктивность такой учебы, когда тянет в сон, очень невелика. Лучше позаниматься на свежую голову, выспавшись, чем допоздна сидеть за экзаменационными материалами.

Особое значение в этот период имеет эмоциональный настрой родителей. Безусловно, для самих взрослых период выпускных экзаменов является очень тревожным. Если ребенок видит, как родители переживают, пьют валерьянку, они как бы заражается вашим напряжением и тревогой.

Важное значение имеет восприятие ЕГЭ в семье – какие разговоры ведутся в этот период в семье по поводу возможных последствий сдачи экзаменов для выпускника. Негативные или жесткие установки родителей на определенные результаты выпускных экзаменов могут сказаться на эмоциональном состоянии старшеклассников.

Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально “сорваться”.

Это особенно характерно для детей тревожных, склонных переживать даже без особого повода. Зачастую тревоги и страхи выпускников связаны с тем, что экзамены они воспринимают как нечто фатальное, непоправимое. Они даже боятся себе представить, что случится, если вдруг они не поступят, и это еще больше усугубляет напряжение, которое дети испытывают.

Во время экзаменов задача взрослых — создание эмоционально спокойной, ненапряженной атмосферы. Ребенку бывает трудно опираться на собственную уверенность в себе, и в этой ситуации роль такой «палочки-выручалочки» играют взрослые. Важно создать для ребенка ситуацию успеха, говорите ему о том, что вы в него верите. Беседуйте с ним, напомните, как он выиграл соревнования, участвовал в олимпиаде, как хорошо рассказал стих, тем самым вы подтвердите реальными успешными примерами из жизни ребенка, что он может!

  • Повышайте его уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

Однако при этом следует дать понять, что ничего страшного не произойдет, даже если результат будет не совсем таким, каким хотелось бы (особенно в том случае, если ребенок очень ответственный и старается соответствовать ожиданиям взрослых).

Иногда может показаться, что подобный настрой может детей расхолаживать: если у меня и так все получится, зачем я буду стараться?

Дело в том, что существует определенный уровень волнения, оптимальный для организации деятельности. Если ребенок не волнуется, он ничего не делает. Очень высокий уровень волнения, наоборот, приводит к ступору, мешает деятельности. Все силы уходят на то, чтобы справиться с волнением.

Экзамены — ситуация действительно серьезная, но не запредельная. Ощущение огромной важности экзамена не стимулирует ребенка, а, напротив, мешает подготовке. В этом случае следует немного снизить значимость ситуации. Если ребенок понимает, что даже в случае неуспеха мир не рухнет и жизнь продолжится, это помогает ему чувствовать себя более уверенно.

Уважаемые родители, помните: самое главное – это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

  • Будьте с ребенком в «эмоциональном контакте».

Говорите о чувствах! Если подросток хочет поделиться с вами своими переживаниями по поводу экзамена, будьте открыты и поддержите его. Помогите ребенку понять, что открытое обсуждение чувств (в том числе и негативных) помогает научиться с ними справляться (например, со страхом).

  • Поддерживайте во всем.

Детям хочется слышать от родителей: «Я в тебя верю», «Я рядом, если тебе понадобится поддержка», «Мы любим тебя при любом результате экзамена».

  • Отделяйте личность ребенка от результатов экзамена.

Личность включает в себя гораздо больше, чем «Я успешно сдал экзамен на 90 баллов». Дайте понять ребенку, что вы его любите и принимаете независимо от того, как он сдаст экзамен.

  • Будьте примером.

Поделитесь с ребенком собственным опытом успешного прохождения какого-либо экзамена, как вы готовились, как себя чувствовали во время и после экзамена, что помогло вам успешно справиться с ним.

  • Организуйте комфортную учебную среду.

Позаботьтесь о режиме сна, питания, о своевременном и правильном отдыхе. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

  • Поддержите ребенка в ситуации, когда экзамен уже сдан, но результаты еще не получены.

Подросток в этот момент может сомневаться, что сдал экзамен успешно; переживать, что уже ничего нельзя изменить; проигрывать многократно в голове вопросы экзамена и свои ответы на них. Верьте в своих детей! Любите искренне, поддерживайте, и все будет хорошо!

Из любого исхода этого периода можно взять ресурс: это личный опыт каждого человека, его нужно получить, переработать и идти дальше. В силах родителей и учеников помочь себе подготовиться к успешной сдаче экзаменов и пройти это испытание с наименьшими потерями.

Надо постоянно напоминать, что родители верят в успех, а главное не перестанут гордиться им, любить и ценить его, каким бы ни был результат ЕГЭ. Часто не отсутствие знаний, а именно желание «заслужить» уважение родителей и приводит к неудачам на экзаменах.

Но самым главным всё-таки является любовь и вера в своего ребёнка. С экзаменами он сам прекрасно справится и не стоит ему в этом мешать. От родителей требуется только поддержка и искренняя любовь.

Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ребенку о том, что он (она) – самый(ая) любимый(ая), и что все у него (нее) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь «от хорошего слова даже кактусы лучше растут».

Бабина Ирина Михайловна,
педагог-психолог

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.